Методические рекомендации по организации образовательного процесса

УТВЕРЖДАЮ

Дирктор ЧПОУ «Автошкола МастерКласс»

 

_________________ В.Н.Новичков

 

1 июня 2017г.

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

 

  • Главной задачей является подготовка и воспитание квалифицированных водителей транспортных средств.
  • Профессиональная подготовка водительских кадров заключается в реализации программ подготовки водителей транспортных средств, утвержденных Приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2014 N 33026).
  • Данные виды подготовки и переподготовки не сопровождаются повышением образовательного уровня обучающего.
  • Подготовка водителей транспортных средств осуществляется из числа лиц, состояние здоровья которых соответствует медицинским требованиям, имеющих образование не ниже основного общего и возраст которых к концу обучения соответствует требованиям Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
  • Подготовка водителей осуществляется в очной форме обучения. Занятия могут организовываться в дневное, вечернее время, а так же в группах выходного дня.
  • Учебные планы и программы подготовки водителей транспортных средств разрабатываются на основании соответствующих Примерных программ, утвержденных Министерством образования и науки.
  • Сроки обучения определяются исходя из объема учебных программ.

 

 

 

  1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

2.1. Права и обязанности обучающихся:

 

2.1.1. Права и обязанности обучающихся регламентируются Уставом ЧПОУ «Автошкола МастерКласс», а так же договором об оказании образовательных услуг, заключенным между образовательным учреждением и обучающимся, и настоящими Рекомендациями.

  • Обучающиеся имеют право:
  • На приобретение профессиональных знаний и практических навыков в соответствии с действующими учебными планами и программами;
  • На получение свидетельства об окончании обучения при успешном прохождении итоговой аттестации;
  • На уважение их человеческого достоинства, свободу совести, информацию, свободное выражение собственных взглядов и убеждений, если они не противоречат общепринятым нормам.
    • Обучающиеся обязаны:
  • Овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебным планом и программами обучения;
  • Соблюдать требования Устава, техники безопасности, санитарно-гигиенических норм и правил и распоряжений администрации;
  • Достойно вести себя в образовательном учреждении, уважать достоинство людей, их взгляды и убеждения.

 

2.2. Права и обязанности работников:

 

2.2.1. Права и обязанности работников организации регламентируются законодательством Российской Федерации, Уставом образовательного учреждения, настоящими Рекомендациями и заключенным трудовым договором или срочным трудовым договором с образовательной организацией.

2.2.2.  Работники образовательной организации имеют право:

  • На получение работы, обусловленной договором;
  • На оплату труда в соответствии с установленными ставками;
  • На материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности;
  • На свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний, обеспечивающих высокое качество подготовки обучающихся;
  • Разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию воспитательной, учебной и методической работы;
  • Иные права, предусмотренные трудовым договором, уставом ЧПОУ «Автошкола МастерКласс», законодательством Российской Федерации.

2.2.3. Работники образовательной организации обязаны:

  • Строго выполнять требования устава, настоящие рекомендации и свои функциональные обязанности;
  • Проводить на высоком методическом уровне занятия, формировать у обучаемых необходимые умения и навыки, готовить их к самостоятельной, безаварийной эксплуатации транспортных средств, тесно взаимодействуя в образовательном процессе с мастерами производственного обучения.
  • Вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, внедрению наиболее эффективных форм и методов обучения, применению технических средств обучения;
  • внедрять в учебно-воспитательный процесс современные методические приемы и технологии обучения, основанные на отечественном и зарубежном опыте;
  • обеспечивать при проведении занятий высокую организованность, дисциплину, порядок и соблюдение обучающимися правил и мер безопасности;
  • постоянно совершенствовать свои профессиональные знания, проходить обучение на курсах повышения квалификации;
  • в своей деятельности уважать честь и достоинство обучаемых, не допускать к ним методов физического и психологического насилия;
  • нести ответственность за соблюдение обучающимися правил техники безопасности на занятиях.

2.2.4. Мастера производственного обучения вождению несут ответственность за техническое состояние транспортных средств, чистоту и порядок в салоне автомобиля, им запрещается во время обучения курить в автомобиле, привлекать обучающихся к уборочно-моечным и ремонтным работам, не предусмотренным программой обучения.

2.2.5. Мастера производственного обучения вождению обязаны проходить ежедневно предрейсовый медицинский контроль.

2.2.6. На должности преподавателей и мастеров производственного обучения принимаются лица, имеющие образование удовлетворяющие требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом  Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 года

2.2.7. Согласно п. 9 Единого квалификационного справочника лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

2.2.8.  На должности преподавателей по предмету «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии» принимаются лица, имеющие медицинское образование.

2.2.9. На должности мастеров производственного обучения вождению принимаются лица, имеющие водительский стаж не менее трёх лет, водительское удостоверение с разрешающими отметками соответствующей категории транспортных средств и свидетельство на право обучения вождению.

2.2.10. Преподаватели и мастера производственного обучения, своевременно не прошедшие повышение квалификации, к педагогической деятельности не допускаются.

2.2.11. К педагогической деятельности не допускаются так же лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливаются законом.

 

  1. Организация образовательного процесса

 

3.1. Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и программами по каждой дисциплине, а также календарным учебным графиком подготовки водителей транспортных средств, расписаниями занятий и графиком очередности обучению вождению, разрабатываемыми лицом, отвечающим за методическую и учебную работу и утвержденными руководителем.

3.2. Соответствующее должностное лицо (старший МПОВ) отвечает за поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии и организацию предрейсового медицинского контроля мастеров производственного обучения вождению. Проверка технического состояния автомобилей и проведение предрейсового медицинского контроля отражаются в путевом листе.

3.3. Зачисление обучающихся осуществляется приказом по организации на основании заявления поступающего и договора оказания услуг.

3.4. Прием граждан на обучение производится по предъявлению следующих документов:

  • Заявление поступающего;
  • Медицинская справка о профессиональной пригодности к управлению соответствующими транспортными средствами;
  • Фотографии;
  • Паспорт или документ его заменяющий.

3.5. Отчисление и выпуск обучающихся оформляется приказами по организации.

3.6. Обучающийся может быть отчислен из образовательной организации в следующих случаях:

  • По собственному желанию;
  • При невыполнении обучающимся условий договора об оказании образовательных услуг.

3.7. Учебные группы по подготовке водителей создаются численностью до 30 человек.

3.8. За 30 дней до окончания обучения учебной группы регистрируют в МЭО ГИБДД с предъявлением списка учащихся установленной формы и заявку о приеме квалификационных экзаменов с указанием даты окончания обучения. 3.9. С целью упорядочения приёма квалификационных экзаменов и предварительной проверки кандидатов в водители по базам данных водителей, лишенных право на управление ТС направляют в МЭО ГИБДД списки обучающихся учебной группы  не позднее одного месяца до приема экзаменов.

3.10. Основными формами обучения являются теоретические, практические и контрольные занятия.

3.11. Продолжительность учебного часа теоретических – 45 минут, 3.12. Теоретические занятия проводятся преподавателем, практические занятия по вождению автомобиля проводятся мастером производственного обучения вождению индивидуально с каждым обучаемым.

3.13. Теоретические занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах (классах) в составе учебной группы .

3.14. Занятия по практическому вождению проводятся индивидуально с каждым обучаемым на автодромах  и учебных маршрутах.

Структуру занятия по предмету «Вождение автомобиля» можно представить в виде трех основных составляющих:

  • Подготовительная часть
  • Основная часть
  • Заключительная часть

Подготовительная часть занятия включает выполнение следующих мероприятий: проверку мастером наличия у учащегося контрольной карточки обучения вождению автомобиля;

  • Проверку мастером внешнего вида и одежды обучающегося. Мастер объясняет возможные последствия, к которым может привести небрежность в одежде. Мастер вправе при необходимости потребовать от учащегося привести одежду в надлежащий вид, сменить обувь и т.д.
  • Проверку учащимся под контролем мастера технического состояния автомобиля;
  • Проверку физического состояния учащегося мастером (алкогольное и наркотическое опьянение, болезненное состояние и т.д.)

Основная часть предусматривает следующие элементы:

  • Проверка домашнего задания
  • Вводное инструктирование
  • Текущее инструктирование или дополнительное инструктирование
  • Контрольное задание

Подводя итоги занятия, мастер проводит заключительную часть. Цель заключительной части состоит в том, чтобы подвести итоги занятия, оценить достигнутые результаты по выполнению учащимися упражнений в целом. После подведения итогов выставляется оценка.

Продолжительность учебного часа по предмету «Вождение автомобиля»  составляет 60 минут.

3.16. Проведение занятий по Основам законодательства в сфере дорожного движения и Основам безопасного управления ТС рекомендуется проводить до начала отработки соответствующих упражнений по вождению автомобиля.

3.17. Мастеру производственного обучения вождению при проведении занятий необходимо иметь: водительское удостоверение, свидетельство на право обучения вождению, свидетельство о регистрации транспортного средства, путевой лист, график очередности вождения, схему учебных маршрутов, индивидуальную книжку учета обучения вождению обучающегося.

3.19. Контроль качества усвоения пройденного материала осуществляется преподавателем (мастером производственного обучения) в ходе проведения занятий с выставлением оценок в журнале учета занятий (индивидуальной книжке учета обучению вождению АТС).

3.20. Контроль за качеством проведения занятий преподавателями и мастерами производственного обучения осуществляется руководством организации с записями в журналах учета занятий.

3.21. Для определения качества усвоения учебного материала и оценки знаний обучающихся проводятся итоговые занятия. По результатам итоговых занятий определяется готовность каждого обучающегося и в целом учебной группы к итоговой аттестации. Лица, получившие положительные оценки по всем предметам обучения, допускаются к итоговой аттестации.

3.22. Целью и содержанием итоговой аттестации является установление соответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям нормативных документов, определяющих порядок и уровень обучения.

3.23. Итоговая аттестация проводится в виде зачетов и экзаменов, количество и порядок которых определены Рабочей программой и Правилами внутреннего распорядка ЧПОУ «Автошкола МастерКласс»

2.24. В качестве материалов для проведения промежуточной и итоговой аттестации используется АВ «Теоретический экзамен в ГИБДД» или экзаменационные билеты, утвержденные ДОБДД МВД РФ, а так же материалы, разработанные ЧПОУ «Автошкола МастерКласс».

3.25. Обучающиеся, не сдавшие теоретические экзамены, к сдаче экзамена по практическому вождению не допускаются.

3.26. Экзамен по практическому вождению автомобиля проводится в соответствии с Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, действующей в настоящее время. Уровень подготовленности обучающихся оценивается на каждом этапе по четырех балльной системе.

На первом этапе (автодром):

  • Отлично – при выполнении каждого из упражнений без штрафных баллов;
  • Хорошо – при получении на каждом упражнении не более двух штрафных баллов;
  • Удовлетворительно – при получении на каждом из упражнений не более четырех штрафных баллов;
  • Неудовлетворительно – при получении пяти и более штрафных баллов на любом из упражнений, после чего экзамен прекращается.

На втором этапе (на учебном маршруте в условиях реального дорожного движения):

  • Отлично – при прохождении маршрута без штрафных баллов;
  • Хорошо – при получении не более двух штрафных баллов;
  • Удовлетворительно – при получении не более четырех штрафных баллов;
  • Неудовлетворительно – при получении пяти и более штрафных баллов.

Итоговая оценка по вождению выставляется по низшей, полученной на двух этапах.

3.27. Лица не сдавшие экзамен по уважительной причине, допускаются к их сдаче с очередными группами, а получившие неудовлетворительные оценки допускаются к повторной сдаче после дополнительной самостоятельной подготовки, но не ранее чем через 7 дней со дня проведения экзаменов.

3.28. В случае если обучаемый получил неудовлетворительную оценку по какому-либо предмету либо части экзамена по практическому вождению автомобиля, пересдача ранее сданных предметов (первого этапа экзамена по практическому вождению автомобиля) не требуется.

Положительные оценки, полученные на теоретических экзаменах, действительны в течение 6 месяцев.

Положительная оценка, полученная на первом этапе экзамена по практическому вождению автомобиля, считается действительной в течение срока действия положительных оценок, полученных на теоретических экзаменах.

3.29. Результаты итоговой аттестации оформляются протоколом, который подписывается председателем, членами экзаменационной комиссии, руководителем организации и скрепляется печатью.

3.30. Лицам, положительно аттестованным, выдаются свидетельства установленного образца.

3.31. Свидетельства об окончании обучения по программам подготовки водителей ТС не являются документами на право управления этими транспортными средствами, а предъявляются в органы ГИБДД при сдаче квалификационных экзаменов для получения водительских удостоверений на право управления соответствующими категориями транспортных средств.

3.32. В случае утраты свидетельства организация выдает дубликат на основании личного заявления и протокола экзаменационной комиссии.

3.33. Свидетельства об окончании обучения имеют серию и типографский порядковый номер.